RSS-матеріал

Користувацький вхід


Підписатись на E-mail:

«ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ…» АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Зареєструйтесь,
щоб мати можливість переглядати усі сторінки та файли.


0

«ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ…»
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Пулiна Галина Олександрiвна
Вчитель зарубiжної лiтератури
Дніпропетровський міський юридичний ліцей

Будучи в течение многих лет членом комиссий городских и областных олимпиад по русской и зарубежной литературе, убедилась в полной беспомощности юных филологов при анализе поэтического текста.

Конечно, такое положение вещей можно оправдать минимумом времени, отведенного в учебных программах теории литературы, в частности, теории поэтической речи. Но, на наш взгляд, есть и еще одно объяснение. Нет среди методических пособий достаточно вразумительной книжки, где была бы сделана попытка помочь учителю научить ученика тончайшей вещи — анализу поэтического текста. Существуют либо пространные методические пособия, больше похожие на трактаты для узких специалистов, либо сухие схемы, пользуясь которыми можно «засушить» поэтический текст, взятый для анализа.

Формула Колриджа гласит: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху — главная задача, которая стоит перед словесниками на уроках, посвященных поэзии. Важно не просто ознакомить учеников с ритмикой того или иного стихотворения, научить их определять художественные средства, использованные поэтом, ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности. Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем, а затем уже анализировать и обобщать его содержание. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение «надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».

Не претендуя на какие-либо открытия в области методики преподавания основ стихосложения, попробуем помочь учителю научить, а ученику научиться хотя бы простейшим элементам анализа поэтического текста. Здесь будет дана приблизительная схема работы над стихом. Но первое требование к тем, кто будет пользоваться предложенной здесь схемой, — не считать ее обязательной и не использовать ее как схему. К поэзии нельзя подходить рационально. Как утверждал великий немецкий поэт Гете, «создания искусства разрушаются, как только исчезает чутье к искусству». Следовательно, и наша схема — не догма, а всего лишь проба «поверить алгеброй гармонию», попытка дать нить, которая может вывести из лабиринта определений, толкований, понятий. В некотором смысле это своеобразный минимальный словарь для владения языком анализа лирических произведений, который поможет ученику «озвучить» то, о чем он думает и что чувствует при чтении и восприятии поэтического текста.

Нам бы хотелось дать читателям лишь первоначальные сведения, необходимые для работы над стихом в школе, связать их с творческими интересами учащихся, их самостоятельными опытами, раскрыть особенности организации стихотворной речи в доступных для школьников пределах. Будем надеяться, что это пособие сможет кому-нибудь помочь.

Через проблеми на сайті авторство деяких матеріалів втрачено. Якщо це Ваш матеріал, залиште коментар нижче, для виправлення помилки. Вибачте.


Українська банерна мережа

Голосування

Чи відчуваєте Ви професійне (емоційне) вигорання у вашій роботі вчителя?:

Останні коментарі